Как провести эффективное собеседование при подборе кандидата на должность?
Фундаментальная идея состоит в следующем: нет «идеальных» или «плохих» кандидатов, так же как нет «идеальных» или «плохих» компаний, или «плохих» или «хороших» людей: есть подходящие друг другу или не подходящие. Кандидат оценивает компанию исходя из собственных особенностей личности, мотивов и ожиданий от коллектива. Рекрутер делает вывод о том, подходит ли кандидат на вакантную должность на основе его соответствия тому профилю компетенций, который был предварительно составлен.
Эффективное собеседование при подборе персонала проходит по определенной схеме и очень напоминает структуру коммерческих переговоров.
Первай этап собеседования
- установление контакта. При этом проводящему собеседование нужно создать благоприятное впечатление о компании, дать возможность кандидату снять тревогу и вести себя адекватно.
Второй этап собеседования
- это короткий рассказ о компании, о специфике бизнеса, основных задачах данной должности, о причине появления вакансии.
Третий этап собеседования
- это собственно интервью в традиционном понимании этого слова. Рекрутер предлагает кандидату ответить на ряд вопросов, предлагает ситуационные задачи и др. В среднем для эффективного собеседования достаточно 0,5-1 часа, однако изредка оно может длиться 1,5-2 часа.
На этом самом важном этапе собеседования нужно учитывать несколько аспектов:
- Методы должны быть разнообразными, каждое предположение рекрутер должен проверить 3-4 раза, используя различные методики.
- Следует чередовать темы вопросов, что позволит максимально снизить вероятность получения социаль¬но-желательных ответов.
- Вопросы необходимо задавать в быстром темпе, инициатива должна быть у проводящего собеседование.
- Процесс записи информации, получаемой на собеседовании, если он ведется, должен быть организован таким образом, чтобы кандидат не видел, что именно записывает интервьюер, и при этом бы интервьюер должен успевать записывать, пока кандидат говорит и не делать паузы между вопросами.
- Не следует задавать много биографических вопросов. Большая часть такой информации отражена в резюме. Следует учитывать также, что к таким вопросам кандидат всегда заранее готовится и рекрутер рискует получить социально-жела-тельные ответы.
- Не следует также полностью планировать сценарий собеседования заранее: исходя из ответов и поведения кандидата, нужно быть готовым к импровизации.
На четвертом этапе собеседования
- стоит дать возможность кандидату задать интересующие его вопросы.
Приемлемый вариант, когда кандидат задает умеренное число вопросов (3-5), связанных с содержанием работы, отношениями в коллективе, уровнем ответственности, спецификой бизнеса, а также затрагивает вопросы, связанные с компенсационным пакетом.
На Пятом этапе собеседования (заключительном)
- необходимо договориться об алгоритме продолжения взаимных действий. При этом от рекрутера ожидается, что по его инициативе будут оговорены примерные сроки принятия решения по его кандидатуре, предполагаемое количество дополнительных туров собеседования и их цель, порядок получения ответа.
Во время собеседования с кандидатом на должность важно понимать, что анализ строится не только на его словесных ответах на вопросы, следует сопоставить невербальное поведение и словесное, с целью выявления совпадений или противоречий.
Типы соотношений несловесного и словесного поведения человека:
- Неречевое поведение соответствует речевому, как бы подтверждает слова человека, придает им эмоциональную окраску, усиливает их.
- Неречевое поведение противоречит речевому: на языке тела человек говорит одно, а словами - другое по смыслу.
- Неречевое поведение касается другого предмета, нежели речевое (например, флирт при формальной беседе)
Необходимо учитывать контекст (ситуация собеседования в некотором смысле «стрессовая для человека», но в то же время это ситуация общения с другим человеком, то, в чем, по большей части, и состоит дальнейшая работа для соискателя).
Признаки того, что человек что-то скрывает или говорит неправду, в некоторых случаях – чего-то стесняется (все равно получается, что он скрывает правду о себе).
Чаще всего такого человека выдают жесты, связанные с прикосновением рук к лицу:
- Рука, прикрывающая рот
- Потирание носа
- Потирание нижнего и верхнего века
- Потирание шеи
- Потирание мочки уха
- Отведение глаз в сторону (в сторону и вниз: но это может быть и чувство вины)
Сопоставляйте появление такого жеста с тем, что в данный момент человек говорит, что делает.
Ставьте себя на место клиента, комфортно ли вам было бы общаться, к примеру, с таким менеджером по продажам (по телефону или в реальном контакте) или с начальником отдела. (Как оценить навыки в телефонных переговорах, см. публикацию "Схема оценки коммуникативных компетенций")
Хорошо бы, чтобы в невербальном поведении на собеседовании вы увидели следующие признаки:
Мимика:
- Открытый взгляд (отсутствие внешних дефектов лица, если это важно)
- Осмысленный взгляд
- Живая мимика (чистые зубы, отсутствие запаха изо рта)
- Умеет ли улыбаться
- Адекватность мимических реакций (если улыбка, то уместная)
- Чистота кожных покровов (чистые ногти)
Речь:
- Связность, четкость
- Достаточный словарный запас (косвенно)
- Громкость, тон голоса (не монотонный, не тихий)
- Нет чрезмерной болтливости или наоборот, малословия.
Позы и жесты:
- Открытая, ненапряженная поза
- Адекватная жестикуляция (заменяет ли слова жестами – не хватает словарного запаса)
- Меньше суетливых нервозных движений (что-то теребит в руках, крутит, «обирается»)
Для профессионального менеджера по персоналу, рекрутера необычайно важно развивать в себе наблюдательность и интерес к людям, что позволит более компетентно проводить подбор персонала в своей компании или в кадровом агенстве.
Автор: Ершова Светлана
При перепечатке текста статьи ссылка на сайт обязательна!