Цитата:
Но я говорю о другом. О простых, очевидных всякому вещах. Нынешний упадок в живописи - отнюдь не просто в технологиях.
Абсолютно то же самое мы видим, соотнося античную и средневековую скульптуру (почему мы говорим только о живописи? Тот же Жабинский вовсю использует и скульптуру тоже). Средневековые скульпторы, по сравнении с античными, разучились достоверно передавать обычные человеческие пропорции. Примерно то же самое мы видим и сейчас. Это ситуации вполне сравнимые, хотя причины у них и разные.
Эта ситуация абсолютно идентична ситуации с живописным искусством в поздней античности-раннем средневековье. Не надо мерять иные времена современностью. Тогда культурный налет был тонок и легко мог быть уничтожен в результате смены одной культуры на другую.
Именно в закрытой и теряются. Именно из-за ее закрытости. И чем она немногочисленней, тем вероятней исчезновение. Даже при однократном прерывании цепочки преемственность исчезает - см. выше.
Постарался выделить основные моменты.
А вот что пишет Жабинский:
Цитата:
Когда говорят, что в таком-то веке человечество достигло такого-то художественного уровня, это всего-навсего означает, что указанного уровня достигли люди, владеющие мастерством, носители художественной традиции. На все человечество таких людей может быть несколько десятков тысяч, но они есть в каждой стране, у каждого народа. Из знания и мастерство переходят к ученикам, они не подвержены порче и пропаже, они только увеличиваются.
Предположим, в какую-то страну (в Рим) пришли «варвары» и убили всех до одного художников. Такого не происходило никогда, но предположим. В таком случае, в скором будущем новые художники Рима будут учиться у иностранных мастеров, но общий художественный уровень человечества не понизится.
Предположим еще более ужасную (и еще более невероятную) вещь: художников в один день перебили всех, во всем мире. И в каком-то будущем, близком или отдаленном, люди, совершенно не знающие их секретов, не умеющие ни рисовать, ни высекать статуи, ни складывать мозаики, начали все заново. И теперь, в нашем XXI веке, мы видели бы с вами такую картину: с IX по I век до нашей эры искусство развивается, затем на протяжение какого-то времени новых произведений нет, затем «путь в гору» начинается опять, причем путь самостоятельный, не повторяющий предыдущего, пропавшего этапа.
Но ничего подобного не показывает традиционная история человечества, вот почему я оспариваю ее. Вы подумайте же сами: с I века нашей эры, и по VIII век включительно искусство постепенно деградирует. Не исчезает, чтобы потом снова начать развиваться, как оно подобает естественному процессу, а прогрессивно ухудшается. Будто бы каждый художник учит каждого своего ученика специально делать работу чуть хуже, чем он сам. Потом так делает ученик, в свою очередь став учителем. Это происходит несколько столетий подряд, почти тысячу лет, по всей Европе. Такого процесса — совершенно не может быть, но именно этому учит традиционная история. Хочется спросить ученых: вы сами-то представляете себе, что такое ТЫСЯЧА лет?
И после такого невероятного события, как многовековое «забывание» приемов художественного творчества, ни с того, ни с сего рост начинается снова, с теми же сроками развития тех же школ и стилей, как и в предыдущий «период развития» — с IX по I век до н. э.