Какую профессиональную специализацию выбрать молодому психологу?
В качестве эффективного консультанта редко встретишь молодого по возрасту психолога, только что сошедшего со студенческой скамьи. Реальность такова, что в консультировании взрослого клиента по многочисленным психологическим проблемам большую роль играют не только знания, но и жизненный опыт, а следовательно и возраст самого психолога-консультанта. Многие выпускники психологических Вузов часто в связи с этим парадоксом испытывают затруднения в выборе места применения своим знаниям и навыками и даже страх не состояться в качестве практикующего специалиста.
Одна из наиболее вероятных продуктивных областей применения своих знаний и навыков для молодого спецалиста-психолога только что окончившего обучение в Вузе - это область перинатальной психологии. Организация психологической помощи будущим родителям может согласовываться с желаниями начинающих специалистов. К моменту окончания Вуза по специальности "Психология" начинающие психологи помимо обширных знаний по психологии, сами обладают опытом семейной жизни, а иногда и опытом родительства.
Понятие ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ состоит из двух слов: пери (peri) - вокруг, около и натос (natalis) - относящийся к рождению.
Таким образом, перинатальная психология - это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной).
Здесь совпадают несколько факторов:
- личностные интересы самого молодого психолога в силу возраста (любовь, семья, родительство, дети, жизненная перспектива...)
- молодая семья, обращающаяся за помощью к специалисту, как правило, состоит из людей примерно такого же возраста как и сам молодой специалист-психолог, поэтому уровень доверия и авторитета к нему может быть довольно высок. И, естественно, это даже в большей мере проявляется при работе с детьми.
- психологическая проблематика молодой семьи - это область традиционного широкого применения психотерапевтической помощи, в которой можно накопить колоссальный профессиональный опыт и добавить также опыта жизненного.
Оказание психологической помощи молодой семье в нашей стране является очень актуальной и востребованной. При этом, семья, которая ожидает рождения ребёнка или уже имеет малыша раннего возраста, зачастую оказывается вне зоны внимания специалистов: педагогов или психологов. В лучшем случае, это - получение рекомендаций врача-педиатра, а чаще молодые родители опираются на собственный опыт или подсказки друзей, родителей.
По-прежнему в системе среднего образования, отсутствует подготовка старшеклассников к семейной жизни. Таким образом, ошибки, допускаемые родителями в воспитании ребёнка на раннем этапе, очень вероятны и, к сожалению, сложно исправляемы! Вопрос может заключаться в недостатке практических навыков осуществления такой психолого-педагогической и консультативной помощи будущим мамам и папам.
В учебных программах, представленных в системе высшего образования, можно найти определенное число академических часов по курсам, связанным с психотерапевтической поддержкой семьи и ребенка, однако практика в этой области зачастую остается "слабым звеном". Типична ситуация, когда помимо высшего образования психологу необходимо повышение квалификации по многим направлениям, в частности по перинатальной психологии.
Подобные предложения широко представлены в нашем городе (Санкт-Петербург), но по-прежнему высок запрос на курсы повышения квалификации для психологов, связанным с обучением практическим навыкам оказания психологической помощи и поддержки будущих родителей или уже состоявшихся, на раннем этапе развития ребёнка.
Именно такая практическая программа повышения квалификации и была создана группой практикующих психологов и акушеров г. Санкт-Петербурга при организационной поддержке группы HR-консультантов - тренинговая обучающая программа под названием "Психологическое сопровождение будущих родителей"
Подписывайтесь на новости публичной страницы ВКонтакте, посвященной проекту.
В чём отличительная особенность предлагаемого обучения от традиционных программ по перинатальной психологии?
-
в программе представлен широкий спектр современных подходов подготовки семьи к родительству; ведут занятия специалисты-практики, участники получат полезный раздаточный материал.
-
форма обучения – интенсивный тренинг, которая предполагает применение имеющихся теоретических знаний для решения практических вопросов семьи на этапе ожидания, рождения и воспитания ребёнка раннего возраста. В базовой форме - это методический тренинг.
-
в процессе обучения происходит овладение необходимым набором практических навыков для создания и реализации собственной концепции подготовки семьи к родительству.
Преподавательский состав:
-
Боязитова Татьяна, перинатальный психолог отделения «Семейные роды» роддома №9
-
Шендерова Лидия, старшая акушерка СПб ГУЗ «Родильный дом №17», Центр «Радуга»
- Жукова Елена, филолог и психолог, руководитель центра сопровождения матери и развития ребёнка «Умка»
-
Ершова Светлана, к.психол.наук, зав кафедрой "Психотерапия" Восточно-европейского института психоанализа, руководитель Группы HR-консультантов.
Программа психологического сопровождения беременности (для специалистов, работающих с беременными женщинами и семьями, ожидающими рождение ребёнка) 2010-2011 г.
Целевая аудитория – социальные работники, психологи, студенты старших курсов психологических факультетов
Цель программы – обучение методике организации и проведения занятий психологической подготовки семьи к родам и родительству.
Место проведения: Большой пр. ПС, д.90 (арт-студия "Подсолнух"), ул. Вавиловых, 12, (роддом №17) а также пр.Ветеранов, 52 (развивающий Центр "Умка")
1 занятие. Жизненный цикл семьи, семейные кризисы.
Цели и задачи психологической помощи семье в подготовке к родительству. Консультирование семьи, переживающей кризис первого года жизни ребёнка. Анализ случаев из практики.
2 Занятие. Психология беременности и материнства.
Психологическая диагностика и коррекция отношения к беременности. Психосоматические проявления в период беременности. Анализ случаев из практики.
3 Занятие. Знакомство с методикой подготовки к родительству на примере «Школы материнства» Е.Жуковой.
В основе методики – психолингвистический подход. Роль колыбельных песен в подготовке к родам и материнству, возможности колыбельной песни, народной сказки, потешек в пестовании младенца.
4 занятие. Физиология беременности.
Физиология зачатия, беременности, возможности ультразвуковой диагностики. Физиологические проблемы беременных, подготовка к родам. Знакомство с системой дородовой подготовки к естественным родам в Центре «Радуга».
5 Занятие. Физиология родов.
Предвестники, методы естественного обезболивания, особенности семейных родов. Поведение роженицы. Основные опасности родов. Знакомство с методикой естественных родов на отделении «Радуга».
6 Занятие. Психика и роды.
Немедикаментозные методы обезболивания и психологическая помощь в родах. Коррекция психоэмоционального состояния в раннем послеродовом периоде (в случае непланового кесарева, «послеродовый блюз»). Анализ случаев из практики.
7 Занятие. Послеродовый период.
Физиологическое течение послеродового периода у матери и ребенка. Переходные состояния новорожденного. Становление лактации. Знакомство с работой отделения «мать и дитя» родильного дома.
8 Занятие. Мастер-класс по созданию собственных концепций ведения занятий по психологической подготовке семьи к родам и родительству.
Для участия в программе необходимо иметь справку о флюорографии, для прохождения 2 практического модуля с практикой в сопровождении наставника необходимо сдать еще ряд анализов.
P/S/ Программа развивается и теперь это уже курс повышения квалификации, состоящий из Двух модулей по 48 часов (всего 96 часов).
Более оперативно информация о наших программа в этой СФЕРЕ обновляется в нашем сообществе ВКонтакте. С осени 2013 г. планируется запуск программы на 144 часа! Три модуля.